Сегодня, когда мы остро столкнулись с вопросом самоизоляции,  пришло время вспомнить о том, как мы проводили время в детстве…. Вспомните, большинство из нас уезжали к бабушкам и дедушкам на дачу или в деревню на все лето. Мы гуляли целыми днями, были чумазые, как поросята, и домой нас загоняло только чувство голода…

Что же изменилось? Сейчас мы пытаемся накормить своего ребенка, страдая, что сам он не ест, одеваем на него 25 кофт, лишь бы он не замерз, придумываем непромокаемые костюмы…. А все для чего? Чтобы мамам было удобнее.

Но давайте задумаемся о том, что будет завтра. Ребенок развивается, и без возможности промочить ноги он не узнает, что это неприятно. Да, в городе пустить ребенка босиком по лужам достаточно проблематично, но сейчас , когда есть идеальная возможность уехать на природу, у нас наконец-то появилась возможность снять эти ограничения.

Все специалисты в голос утверждают, что ребенку нужен режим! Где, как не в деревне, мы можем это почувствовать? Вставать с петухами, бегать по росе и смотреть, как просыпается природа! В городе у ребенка просто нет возможности понять, что такое режим и для чего он ему вообще нужен.

Когда мы находимся на природе, все в ней имеет определенные ритмы, их можно услышать и увидеть. В определенное время поют утром птицы, раскрываются цветы, поворачивая свои головки за солнцем, даже окончание дня знаменуется определенными ароматами цветов, которые пробуждаются только в вечернее время.

Чистый воздух и обилие ароматов имеют, несомненно,  благоприятное влияние на развитие ребенка. За счет одномоментного стимулирования нескольких зон восприятия может произойти мощный рывок в развитии, ведь даже нюхая цветочек, у ребенка идет стимуляция таких каналов как: зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой, а  также идет развитие координации глаз-рука, и конечно же отработка схемы тела (так как ребенку нужно донести цветок до носа).

«В возрасте до трех лет ребенок, собственно, еще не играет. Ибо для него все одновременно есть и игра, и «работа», потому что осваивание ходьбы, речи и мышления требует много сил и значительного времени. Однако, едва научившись передвигаться, он становится исследователем и исследует свое окружение: трогает, стучит, двигает, тянет, толкает, грызет. Ребенок может просто перекладывать каштаны или камешки, рассыпать их или собирать, нисколько не заботясь о цели и результате, но всецело находясь в процессе деятельности. Такая поглощенность деятельностью и является для него игрой» (Грюнелиус Э.М.)

Где, как не на травке около домика, можно сразу и постучать, и поковырять,  и понюхать без предварительной подготовки? Среда предлагает ребенку самому взять то, что его интересует. Мы говорим, что идем за ребенком, но в тоже время даем ему, чем играть. На даче же у нас появляется возможность в полной мере предоставить выбор деятельности ребенку. Здесь нет таких строгих ограничений, нет чистого пола и белых обоев и дом настолько рядом с улицей, что не страшно замарать коленки.

Когда мама или бабушка занята огородом, исследовательский дух ребенка зовет его в «поля». Копать землю руками, выдергивать сорняки, искать красивые камушки -  это ли не стимуляция тонкой моторики?

Все вокруг дает нам материал для развития. Не нужны специальные карточки для изучения цветов, когда цветы вокруг;  не нужно разнофактурное лото и специальные ортопедические коврики, когда все под ногами.

Конечно же, самое важное в этой ситуации, когда вы находитесь за городом – это непосредственное взаимодействие Мама + ребенок -  это отсутствие гаджетов и излишней стимуляции. Следуя вальдорфской педагогике,  малышу в раннем возрасте необходимо для игры не так уж много:

  • Большая узелковая кукла (полотнище 70 х. 70 см), голова диаметром 12 см
  • Простая плетеная кукольная коляска
  • Мягкий матерчатый мяч
  • Корзина с деревянным "стройматериалом''
  • Корзина с каштанами
  • Деревянная лопатка
  • Деревянные человеческие фигурки
  • Лошадка-качалка (Яффке Ф.)

Все игрушки лишены обилия красок. Теплые игрушки из природного материала….Скажете «дорого»? Поверьте, на даче очень быстро найдется бесплатный аналог для каждого пункта…

Попробуйте! Оставьте дома все гаджеты, соберите только самое необходимое и отправляйтесь наслаждаться обществом друг друга и вдыхать ароматы весеннего леса!

Гладилина Дарья Константиновна,
учитель-логопед отдела ранней помощи

 

Использованная литература:

  1. Грюнелиус, Э.М. Вальдорфский детский сад. Воспитание детей младшего возраста. – Москва : Мир книги, 1992.
  2. Яффке Ф. Об играх с куклами. Альманах вальдорфской педагогики. Пасхальный выпуск. М.,1994.