Фольклор для ребенка раннего возраста
В воспитании детей раннего возраста полезно использовать фольклор, представляющий собой синтез движения, игры, ритма, музыки, голоса и поэзии. Интуитивно матери всех времен и народов поют младенцам протяжные ласковые песни, устанавливая эмоциональный контакт с ребенком и вызывая у него положительные эмоции. С первых недель жизни малыша с древнейших времен в общении с ним использовались колыбельные, пестушки, потешки и прибаутки. Одни из них побуждают ребенка к активной деятельности, а другие, наоборот, успокаивают его. Простые по содержанию и форме, они и забавляют ребенка, и обучают его.
Ласковые руки матери и ее голос, напевающий колыбельную, дают малышу ощущение защищенности, уверенности, спокойствия, заботы и любви, то есть состояние эмоционального комфорта, что в этом возрасте является особенно важным для гармоничного развития.
«Баю, баюшки, баю.
Живет мужик на краю.
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку масляну едят».
Концовка существует в двух вариантах, например:
«Первый Гришка,
Второй Мишка,
Третий Ванюшка-сынок.
Сынок, милый паренёк».
Или:
«Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнётся,
Нос трясётся,
Сердце радуется».
Иногда встречаются колыбельные песни, в которых говорится о работе членов семьи:
«Баю, баиньки-баю,
Отец пошёл за рыбою,
А Матушка дрова рубить,
А бабушка уху варить».
В колыбельных часто встречается описание покупок на ярмарке или в городе:
«Купим сынку валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке».
«Под подушкой калачи,
В руках прянички,
В щёчках яблочки».
Пестушки сопровождают совместные действия ребенка и взрослого, делают их приятными для ребенка. Например, обычная процедура умывания может превратиться в радостное действие:
«Водичка, водичка, умой мое личико! Чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!».
«Потягунюшки»
Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок!
«Деточка»
Ах, ты, деточка,
Золотая веточка,
Сладкая конфеточка!
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детку порастушеньки!
Расти, деточка, здоровая,
Как яблонька садовая!
«Петушок»
- Ку-ка-ре-ку!..
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка…
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?
«День и ночь»
Ночь прошла,
Темноту увела,
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Открыла ставенку.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
По мере роста ребенка усиливается игровое начало, появляются ритмичные элементарные игры - потешки (например, «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая»). Они способствуют развитию мелкой моторики (их часто так и называют – «пальчиковые игры», т.к. чаще всего в них играют пальчиками, хотя есть потешки, в которых объектами игры становятся другие части тела, например, нос или спина ребенка), речи, координации движений и ориентации в пространстве.
Вслед за потешками в жизни ребенка появляются прибаутки, словесные игры, считалки, скороговорки, каламбуры, дразнилки, загадки и собственно игровой фольклор.
«Зайка»
- Зайка-зайка, ты куда?
- Еду к деткам в города!
- А зачем? Там будешь жить?
- Буду с детками дружить!
«Мышка и хлебушек»
Мышка лапками стучит:
- Где тут хлебушек? - кричит.
- Мне оставьте на ночь корку!
Отнесу я деткам в норку.
«Птички»
Хлеб и крошки
На окошке -
Прилетайте, птички, к нам!
Клюйте, птички, понемножку,
И летите к облакам!
«Хрюшки»
Хрюшки-хрюшки недовольны:
- Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат,
- Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат.
«Морковка»
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку - ням-ням-ням!
«Рыбка-рыбка»
Рыбка-рыбка, ну дела,
К нам в кастрюльку приплыла!
Чтоб вариться, всех кормить -
Быстро-быстро руки мыть.