Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании

  • Название программы:«Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании»
  • Целевая аудитория:Педагоги образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы на разных уровнях общего образования.
  • Цель реализации:Подготовить педагогических работников общеобразовательных организаций к осуществлению тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании.
  • Наличие модулей:Не предусмотрено
  • Особенности программы:Данная программа имеет выраженную практическую направленность, способствует формированию у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для осуществления тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании.
  • Формы и методы организации образовательного процесса:При реализации программы используются дистанционные технологии и эффективная технология интерактивного образования взрослых, предполагающая применение активных форм и интерактивных методов обучения: активных и проектных семинаров, дискуссионных и игровых методов, практикумов, анализа конкретных ситуаций (кейсов). Программа предусматривает практические занятия, стажировку на базе образовательных организаций по освоению слушателями методов прикладного анализа поведения.
  • Формы промежуточной и итоговой аттестации: написание эссе; написание терминологических диктантов; устные и письменные ответы на вопросы; описание и анализ опыта тьюторского сопровождения, анализ адаптированной образовательной программы; подготовка сообщений, презентаций документов и учебных материалов; устный анализ программы тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ; участие в круглых столах, практических занятиях; разработка памяток, рекомендаций для родителей и педагогов; разработка сценариев мероприятий; практическое освоение методов прикладного анализа поведения.
  • Форма итоговой аттестации: зачетное занятие в форме собеседования по теме курсов; разработка и защита программы тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ; выполнение задания по прикладному анализу поведения.

Количество часов: 200 ч.

Требования к уровню освоения содержания программы

В результате освоения программы слушатели должны знать:

  • приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законодательные акты в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, нормативные правовые основы тьюторского сопровождения;
  • сущность, принципы, ценностно-смысловые основы и условия развития инклюзивного образования;
  • содержание основных понятий курса: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «особые образовательные потребности», «специальные условия», «психолого-педагогическое сопровождение», «психолого-педагогический консилиум», «открытое образование», «индивидуализация образования», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальный учебный план»,  «адаптированная образовательная программа», «инклюзивное образование», «социокультурная инклюзия», «социализация», «тьютор», «тьюторское сопровождение», «тьюторская консультация», «тьюториал», «образовательное событие», «образовательная среда», «адаптация образовательной среды», «избыточная образовательная среда», «образовательное пространство», «образовательные ресурсы», «ресурсная карта», «картирование», прикладной анализ поведения;
  • основы возрастной, специальной психологии, коррекционной педагогики;
  • принципы формирования поведения, принципы организации инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра в рамках поведенческого подхода;
  • основы разработки адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
  • технологии тьюторского сопровождения, педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
  • эффективные методы и приемы установления контактов, профилактики и конструктивного разрешения конфликтов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе.

В результате освоения программы слушатели должны уметь:

  • выявлять в ходе педагогической диагностики особые образовательные потребности, индивидуальные особенности, интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оформлять их индивидуальные образовательные запросы с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
  • отслеживать динамику в развитии ребенка с ОВЗ, своевременно выявлять затруднения, возникающие у него при освоении адаптированной образовательной программы, реализации индивидуального образовательного маршрута, установлении контактов с педагогами и сверстниками, и помогать их преодолевать;
  • проектировать и создавать условия для успешного освоения ребенком с ОВЗ адаптированной образовательной программы, реализации индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования;
  • проектировать и создавать условия для успешной социализации ребенка с ОВЗ, максимального раскрытия потенциала его личности в условиях инклюзивного образования с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
  • применять методы коррекции поведения и формирования навыков, анализировать поведение с позиции его обусловленности;
  • оказывать консультационную поддержку обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам создания условий для освоения обучающимися с ОВЗ индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных образовательных программ;
  • осуществлять подбор методических средств для педагогической поддержки обучающихся в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
  • разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  • выстраивать доверительные отношения с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и его окружением;
  • разрабатывать программы тьюторского сопровождения, грамотно оформлять отчетную документацию.

В результате освоения программы слушатели должны овладеть:

  • навыками командной работы, необходимыми для участия в деятельности психолого-педагогического консилиума, для установления продуктивных контактов с коллегами, родителями и социальными партнерами;
  • базовыми навыками построения работы с поведением ребенка с помощью методов прикладного анализа поведения;
  • способами осуществления профессиональной и личностной рефлексии;
  • техниками снятия эмоционального напряжения.

Учебно-тематический план образовательной программы «Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании»

Смотреть/скачать:

Время проведения курсов: с 09 января 2024 г. по 03 мая 2024 г.

Документы предоставляемые слушателями

Расписание