Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании
- Название программы: «Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании»
- Целевая аудитория: Педагоги образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы на разных уровнях общего образования.
- Цель реализации: Сформировать базовые знания и навыки, необходимые для осуществления тьюторского сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании.
- Наличие модулей: Не предусмотрено
- Особенности программы: Данная программа имеет выраженную практическую направленность, способствует формированию у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для осуществления тьюторского сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании.
- Формы и методы организации образовательного процесса: При реализации программы используется эффективная технология интерактивного образования взрослых, предполагающая применение активных форм и интерактивных методов обучения:активных и проектных семинаров, дискуссионных и игровых методов, практикумов, метода кейс-стади.
- Формы промежуточной и итоговой аттестации: Форма промежуточного контроля: устный опрос.
- Форма итоговой аттестации: собеседование.
- Количество часов: 36 ч.
Требования к уровню освоения содержания программы
В результате освоения программы слушатели должны знать:
- сущность, нормативно-правовые и ценностно-смысловые основы и условия развития инклюзивного образования;
- основы коррекционной педагогики, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий;
- основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного образовательного процесса;
- методы, приемы, технологии организации инклюзивного образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
- нормативные правовые основы организации тьюторского сопровождения в образовании в части работы с образовательной средой, ресурсами, взаимодействия с другими субъектами инклюзивного образовательного процесса;
- теоретические и методические основы тьюторской деятельности;
- основы организации адаптированной образовательной среды для обучающийся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся в разных типах образовательных организаций; с учетом специфики инклюзивного образовательного процесса;
- теоретические и методические основы прикладного анализа поведения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- нормативные правовые акты, определяющие меру ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
- требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации.
В результате освоения программы слушатели должны уметь:
- выявлять и оформлять индивидуальные образовательные запросы обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
- консультировать обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программв инклюзивном образовательном процессе;
- проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
- реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения в условиях инклюзивного образовательного процесса;
- выполнять требования доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
- оказывать консультационную поддержку обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам создания условий для освоения обучающимися индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
- осуществлять подбор методических средств для педагогической поддержки обучающихся в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ в условиях инклюзивного образовательного процесса;
- разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в инклюзивном образовании.
В результате освоения программы слушатели должны овладеть:
- навыками командной работы в формате психолого-педагогического консилиума;
- способами проектирования собственной профессиональной деятельности при осуществлении тьюторского сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном процессе.