Ранняя помощь семьям с детьми от 0 до 3 (4) лет в муниципальной системе образования города Новосибирска
- Название программы: «Ранняя помощь семьям с детьми от 0 до 3 (4) лет в муниципальной системе образования города Новосибирска»
- Целевая аудитория: Старшие воспитатели (методисты), педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, инструкторы по физкультуре ДОО и специалисты других профилей, испытывающие потребность в повышении своей профессиональной компетентности в связи с развитием системы ранней помощи на базе муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
- Цель реализации: Подготовка специалистов к работе по оказанию ранней комплексной помощи детям от 0 до 3 (4) лет, имеющим нарушения развития или риск нарушения, для максимального раскрытия их реабилитационного и абилитационного потенциалов, повышения уровня и качества жизни семей, воспитывающих таких детей.
- Наличие модулей: Не предусмотрено
- Особенности программы: Предлагаемая программа повышения квалификации нацелена на обеспечение психологической и профессиональной готовности педагогических работников к работе в системе ранней помощи; предусматривает освоение слушателями нормативно-правовых, ценностно-смысловых, организационно-деятельностных, психолого-педагогических основ деятельности службы ранней помощи, формирование новых психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих возможность оказания комплексной помощи семье с ребёнком от 0 до 3 (4), относящимся к группе риска или имеющим нарушения развития.
- Формы и методы организации образовательного процесса: При реализации программы используется эффективная технология интерактивного образования взрослых в контактной группе, предполагающая применение активных форм и интерактивных методов обучения, таких, как:проблемная лекция, активный и проектный семинар, дискуссия, ролевая игра, практикум, анализ конкретных ситуаций (метод кейс-стади).
- Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Формы промежуточного контроля: устный опрос, анализ реальных ситуаций, анализ карт развития детей.
Форма итоговой аттестации: презентация и защита сценария коррекционно-развивающего занятия в системе ранней помощи. - Количество часов: 72 ч.
Требования к уровню освоения содержания программы
В результате освоения программы слушатели должны знать:
- нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность службы (подразделений) ранней помощи и ее специалистов;
- закономерности, особенности и условия полноценного физического и психического развития ребенка младенческого и раннего возрастов;
- особенности разных вариантов дизонтогенеза;
- факторы и условия, влияющие на состояние здоровья, физическое и психическое развитие ребенка;
- методы и методики,используемые службами ранней помощи для
психолого-педагогического обследования детей младенческого и раннего возрастов, относящихся к группе риска или имеющих определенные нарушения развития; - эффективные методы и приемы коррекции нарушений и развития детей младенческого и раннего возрастов в двигательной, коммуникативно-речевой, познавательной, эмоциональной сферах;
- особенности семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития;
- методы и методики изучения особенностей семейного воспитания, детско-родительских отношений.
В результате освоения программы слушатели должны уметь:
- обосновывать выбор диагностического инструментария и формы взаимодействия с семьей и ребенком для получения необходимой информации;
- осуществлять психолого-педагогическую диагностику детей младенческого и раннего возрастов,относящихся к группе риска или имеющих определенные нарушения развития;
- осуществлять количественно-качественную оценку результатов обследования детей;
- разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для детей группы риска или детей, имеющих нарушения развития;
- планировать и проводить коррекционно-развивающие занятия с использованием современных образовательных технологий;
- анализировать семейную ситуацию, особенности детско-родительских отношений;
- разрабатывать программы реабилитации или абилитации ребенка в условиях семейного воспитания;
- осуществлять психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей, обратившихся в подразделение ранней помощи.
В результате освоения программы слушатели должны овладеть:
- навыками командной работы;
- способами проектирования собственной профессиональной деятельности в системе ранней помощи.