- Название программы:«Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста».
- Целевая аудитория:Воспитатели, старшие воспитатели (методисты) дошкольных образовательных организаций.
- Цель реализации:Повышение психолого-педагогической и методической компетентности педагогов в вопросах построения партнерских взаимоотношений с родителями дошкольников в контексте требований ФГОС дошкольного образования, профессионального стандарта «Педагог».
- Наличие модулей:Не предусмотрено.
- Особенности программы: Программа имеет выраженную практическую направленность, способствует формированию значимых психолого-педагогических компетенций, позволяющих педагогам ДОО успешно взаимодействовать с семьями, в том числе с семьями с ребенком с ОВЗ, и тем самым решать социально значимую проблему повышения родительской компетентности, усиления роли семьи и дошкольной образовательной организации как важнейших институтов социализации маленького ребенка.
- Формы и методы организации образовательного процесса:При реализации программы используется технология интерактивного образования взрослых, предполагающая применение активных и интерактивных форм, и методов обучения: проблемных лекций, проектных семинаров, дискуссий, ролевых игр, практикумов, тренинговых упражнений, метода кейс-стади.
- Формы промежуточной аттестации: участие в подгрупповой работе, устный опрос, подготовка для родителей буклета «Секреты семейного воспитания», фоторепортажа «Детский сад – территория игры», разработка сценария практикума для родителей, разработка сценария дискуссии по актуальной проблеме семейного воспитания (по выбору слушателя).
- Форма итоговой аттестации для старших воспитателей:разработка плана работы с воспитателями по повышению их компетентности в вопросах взаимодействия с семьями в условиях развития инклюзивного образования.
- Форма итоговой аттестации для воспитателей: разработка одной из форм сотрудничества с родителями (по выбору слушателя).
- Количество часов:36 ч.
Требования к уровню освоения содержания программы
В результате освоения программы слушатели должны знать:
- нормативно-правовые документы, регламентирующие отношения ДОО и семьи на современном этапе развития дошкольного образования в России;
- особенности психологии современной молодой семьи, типичные трудности семьи с ребенком с ОВЗ;
- сущность парадигмы сотрудничества и конкретные технологии психолого-педагогического просвещения родителей, оказания информационной и психологической поддержки семьям, в том числе семьям с ребенком с ОВЗ, средства вовлечения родителей как главных партнеров педагога в решение образовательных задач и жизнь ДОО в условиях развития инклюзии;
- методы педагогической диагностики родительско-детских отношений;
- современные подходы к проведению мониторинга эффективности деятельности ДОО по организации сотрудничества с семьей.
В результате освоения программы слушатели должны уметь:
- осуществлять педагогическую диагностику родительско-детских взаимоотношений и анализировать семейную ситуацию, положение ребенка в семейной системе и его эмоциональное состояние; ожидания родителей относительно детского сада, степень их готовности к диалогу и совместной деятельности с педагогами в условиях развития инклюзии;
- обосновывать постановку задач, выбор форм и методов взаимодействия с семьей, в том числе с семьей ребенка с ОВЗ, с учетом данных педагогической диагностики, и осуществлять планирование деятельности ДОО по организации сотрудничества с родителями;
- выстраивать конструктивное деловое общение с родителями, предупреждать возникновение конфликтных ситуаций;
- осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей с использованием современных интерактивных методов;
- оказывать родителям необходимую информационную и психологическую поддержку;
- осуществлять профессиональный анализ сложившейся ситуации взаимодействия педагогов и родителей, определять положительные стороны, выявлять проблемы.
В результате освоения программы слушатели должны овладеть:
- навыками командной работы;
- способами проектирования взаимодействия с семьями дошкольников, в том числе с семьями с ребенком с ОВЗ, в условиях развития инклюзии.
Учебно-тематический план образовательной программы «Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста»
Время проведения курсов: с 26 сентября по 27 октября 2023 года
Документы предоставляемые слушателями
Материалы курсов:
Гиперактивность
Ребенок и гаджеты
Лучшие книги для родителей дошкольников
Лекции в обл. библиотеке
Идеальные родители за 60 минут
Смирнова о вреде телевизора
Смирнова Е. Об игрушках
Смирнова Е. Недоигравшие
Хмелик Н. Детская ложь